среда, 18 января 2012 г.

Майданская игрушка


Пятиместная матрешка. Роспись "Цветы с наводкой"
Полховский Майдан, Полх-Майдан, Пол-Майдан или, просто Майдан, как называют его сами жители, известен яркими, пестро раскрашенными деревянными игрушками. Эти игрушки продают во многих городах — в сувенирных магазинах, на рынках. Майданские народные художники  показывают свои игрушки на выставках местного значения, республиканских, международных. Их изделия попадают на международный рынок.
Место рождения этого игрушечного промысла — небольшое село на юго-востоке Нижегородской  области.

Интересна история открытия Майдана. Промысел возник и развивается буквально на наших глазах. Он наглядно опровергает все еще бытующее представление о народном крестьянском искусстве как явлении пережиточном, уходящем в прошлое.
В пятидесятых годах 20-го века на колхозных рынках стали появляться пестренькие деревянные игрушки — грибки, коробочки, каталки. Иногда продавцы — чаще всего молодые женщины — для привлечения внимания покупателя одевались в свои, «майданские» костюмы: алые кумашники — праздничные кумачевые сарафаны, полосатые «теньгушевские» носки, цветастые платки. И сразу становилось понятным происхождение образа расписной майданской матрешки с живо нарисованным личиком, характерной розой на платочке, цветами-солнышками на фартуке — столь явным было сходство этого яркого, полыхающего жаркими красками костюма с крашеной игрушкой. 
Первыми обратили внимание на майданские игрушки художники. Они стали коллекционировать произведения тогда еще малоизвестных мастеров крестьянской игрушки. Впоследствии ими заинтересовались исследователи народного искусства, этнографы.

Птички-свистульки. Роспись "Ягодки"

Велико разнообразие ассортимента и росписи игрушек. Трудно бывает найти две одинаково расписанные вещи. Птички, например, отличаются окраской головки, рисунком крыльев: у одной посредине грудки написан пятилепестковый цветок шиповника в обрамлении пары листьев, которые воспринимаются сложенными крылышками, у другой — ряды пестрых разноцветных пятнышек, поясками обрамляющих тулово.

Грибки. Роспись "Цветы с наводкой"

На грибках и поставках-коробках написана «зоря» — пейзаж с зарей на небе, диковинными земляничными или брусничными деревьями, домиками под пряничными крышами, лодками на речке, и, как ни странно, они довольно органично сочетаются с травным узором, написанным на боковых стенках изделий.

Больше всего удивляют расписные деревянные яйца. До чего же стойкой оказалась эта идущая со времен язычества традиция: у народов центральной и восточной Европы — чехов, поляков, словаков, в нашем Закарпатье — у гуцулов, в Прибалтике существует обычай украшать яйца. Оклеенные соломкой или ювелирно расписанные местными мастерицами, они называются «писанками».
Но если украшение «писанок» развивается в рамках издавна сложившегося канона, то полх-майданская роспись чрезвычайно подвижна. Здесь есть свои правила, но они весьма гибкие по отношению к творческой индивидуальности народного мастера. Существует тип композиции, в котором основной сюжет заключен в овал или картуш, отделяющий роспись от яркого цветного фона. Здесь могут быть написаны пестренькие петушки, утки, голуби, белые лебеди, целые птичьи семейства, красующиеся под раскидистыми деревьями. Интересно, что в украшении такого в общем-то архаичного и в известной мере пережиточного предмета, каким в наших условиях является точеное деревянное яйцо, находят отражение многообразные события современной жизни.
Грибок. Роспись "Домики", "Пестренье"

Майданские матрешки отличаются от всех известных не только расцветкой, но и формой. Каких только они ни бывают форм и размеров! Вот гигантские многоместные матрешки с яркими фартуками, рядом с ними забавно смотрятся маленькие матрешки-столбики и толстенькие, как боровички, одноместные куколки.





Бочата. Роспись "Цветы с наводкой"
Мастера промысла изготавливают около двадцати наименований художественных и хозяйственных изделий: трехместные матрешки, традиционные чугунки, поставки, солонки, бочата, грибки, птички-свистульки, позднее появились туалетные коробки, графины, рюмки, вазы и перечницы. Обращают на себя внимание изделия, казалось бы, сугубо хозяйственного назначения — ступки, веретена, толкушки и веселки, отбивные молотки. Их совершенные пропорции, великолепное использование возможностей материала, скромный узор - все это позволяет причислить такие предметы к изделиям художественного промысла.

Среди майданских мастериц немало талантливых. Отличаются своеобразием росписи Любови Сентюревой, Любови Володиной, Полины Штырковой, Марии Масягиной. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий