четверг, 28 апреля 2011 г.

Жостовские букеты


Возникновение Жостовского художественного промысла относится к 1825 году. Тогда в деревне Жостово Троицкой волости Московской губернии (ныне Мытищинский район Московской области) была организована мастерская по выпуску изделий из лакированного папье-маше с миниатюрной живописью.

Долгое время жостовские мастера выпускали табакерки, пеналы, чайницы, портмоне с упрощенными вариантами лукутинских (ныне федоскинских) изделий. В середине 19 столетия мастерская стала выпускать подносы из лакированного железа с цветочной росписью, которые начали соперничать с известными уральскими. Это решение оказалось судьбоносным и позволило жостовскому промыслу обрести свое неповторимое лицо. Постепенно промысел распространился по окрестным деревням и селам. В 1928 году несколько артелей объединились в Жостовскую фабрику декоративной росписи, где трудятся теперь более 200 художников.

На жостовскую роспись оказывали влияние и мотивы народной уральской росписи на сундуках, прялках, туесах, и утонченные «аристократические цветы петербургских лакированных подносов середины XIX века. Преломляясь в творчестве жостовских художников, они преображались в самобытное искусство, воспевающее красоту родной природы.
К.В.Грибков. Букет с подсолнухом в корзине. 1920-е годы

А.Е.Вишняков. Корзина с фруктами и ягодами. 1920-е годы
Важную роль в создании жостовского букета играет скорописный принцип работы. Строго чередующиеся технические приемы письма отточены многолетней практикой. Особое движение кисти, построение рисующего мазка-блика создают удивительные цветовые сочетания. Пользуясь небольшим набором цветовых контрастов, художник делает каждый свой букет неповторимым. Композиции жостовских букетов обычно замкнуты и пронизаны внутренними ритмами, вся роспись хорошо увязывается с формой подноса, борта его обычно украшаются золотым орнаментом. Объемы цветов и листьев словно вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. Цветы как будто оживают в росписи.

Для декоративной живописи жостовской мастеров характерно изображение крупных букетов цветов, гирлянд, натюрмортов. Большой цветок непременно должен иметь розовый отблеск - это традиция.
Н.Н.Мажаев. Садовые цветы. 1976
За рубежом жостовские подносы приобрели большую известность после Всемирной выставки в Брюсселе. Там подносы пользовались такой популярностью, что пришлось дважды досылать дополнительные партии.

Основоположники жостовского промысла — И.С. Леонтьев, А.И. Лезнов, П.С. Курзин, братья Д.С. и Н.С. Клёдовы, М.Р. Митрофанов. А.П. Гогин, П.И. Плахов, В.И. Дюжаев. Их традиции продолжают талантливые современные художники. Они экспериментируют, вводя новые мотивы в цветочно-орнаментальные композиции, разрабатывая тематические сюжеты. Наряду с черным лаковым фоном они стали использовать и цветные, тем самым добиваясь разнообразия колорита.
А.П.Гогин. Букет с белой розой. 1949 г.

Н.Д.Беляев. Букет садовых цветов. 1978 г.
Следование традициям и постоянный творческий поиск позволяют жостовскому искусству сохранить жизненную силу. Оно не стоит на месте, а развивается, подчиняясь дыханию времени.

1 комментарий:

  1. По-моему и более старые и современные работы одинаково прекрасны, глаз невозможно оторвать от такой красоты!

    ОтветитьУдалить